AA

Коммунальное государственное учреждение «Государственный архив Жаркаинского района» управления цифровизации и архивов Акмолинской области

САКРАЛЬНЫЕ МЕСТА ЖАРКАИНА

Местечко Кебіс -озеро Копытное

Своеобразна и здешняя природа. Среди многочисленных сопок (их словно сотворил ковш гигантского экскаватора), среди разломов каменных пластов в отлогах и ущельях прячутся осиново-березовые рощицы. Были времена, когда их нещадно вырубали, испепеляли степные пожары. Но они вновь и вновь вырастали, восстанавливали окружающую флору с лекарственными травами, урожайными лесными грибницами, можжевеловыми джунглями... Есть и вовсе живописные места, напоминающие «маленькую Швейцарию» или курортный Бурабай - одно из них сейчас называют «Озеро Копытное» (по форме отдаленно напоминает подкову). На самом деле - это старица (участок старого русла) Ишима, и она имеет свое историческое название - Кебіс (переводят по-разному, но коренные жители предпочитают слово «сапожок», оно и к очертаниям водоема ближе по смыслу). То тут, то там встречаются природные изваяния, напоминающие пса Артемона из сказки про Буратино или Мышку-норушку... Заповедная зона, где в каждом уголке - подзабытая история или вовсе непознанное

 

 

Мавзолей Ахмета (Кызыл там, Красная мазарка)

Находится в 7 км к Ю-З от села, на правом берегу р.Ишим. построен по заказу купца Ахмета Танкеева строителями Турабаевым и Рапаем. Стены сложены из обожженного прямоугольного кирпича на сырцовом растворе и облицован с двух сторон жженным кирпичом, цоколь из камня-плитняка. Лицевая кладка обрушена на четырех углах четверика от основания на высоту 2м. наибольшие разрушения кладки с рисунком вертикальных трещин наблюдаются по ходу колодца лестничного подъема на кровлю на юго-восток фасаде. Характеризует портально-купольный тип мавзолея. Сфероконический купол на цилиндрическом барабане возвышается на высоту 2,5м. общая высота мавзолея 7,15м. главный фасад решен в виде прямоугольного портала, образованного за счет продолжения основной стены над четвериком. Арочный проем входа фланкирован с двух сторон узкими полуколоннами, объединенными в верхней части лучковой перемычкой. В основу декоративного оформления фасадов положена рамочная окантовка по периметру лицевых стен декоративными рядами квадратного кирпича со штампом ромбовидного узора и арабским написанием слова «Аллах» в чередовании с полосами тычковой выкладки. Центральное поле фасадов заполняет ромбовидный рисунок кладки кирпичом темного цвета с вставками кирпича, декорированного орнаментом.

Внутри переход от четверика к куполу осуществлен через консольные паруса и стрельчатые ниши на высоту стен. В юго-восточном углу камеры узкий арочный проем, ведущий на лестничный подъем на кровлю. Надгробие и кирпичное покрытие пола разрушены.

Нелли Викторовна Шиврина, заведующая научно-исследовательским отделом памятников Целиноградского областного историко-краеведческого музея, рассказала: «Кызыл-там интересен, прежде всего, строительными приемами. Здесь, например, применен фундамент. Это один из признаков заимствования строительных приемов, нехарактерных для более ранних культовых построек. Из своеобразных приемов культовой архитектуры можно отметить оставление аруахов-сквозных проемов между куполом и стенами. По приданию эти отверстия необходимы для передвижения духа усопшего. По всей видимости внутри мазара долго находились и строительные леса, которые со временем сгнили. Дело в том, что они, как считается, становятся тоже святыми, поскольку имеют прямое отношение к возникновению мазара. Время для этого мазара не прошло бесследно. Помимо видимых разрушений и трещин я бы рискнула назвать еще одну часть мазара, которая сегодня полностью утрачена. Обычно над куполом сооружалось на вершине, символизирующее голову барана. Этот элемент культовой архитектуры имеет продолжение в сегодняшних обычаях коренных жителей республики. Вспомните, например, самому почетному гостю за столом передается голова барана. О том, что на вершине все-таки было, но со временем обрушилось, свидетельствуют обломки кирпича в центре под куполом мазара.

Я уже заметила, что авторы постройки использовали несколько культур. Из элементов азиатской культуры можно назвать пилястры, внушительный портал орнаментированные, кирпич…

Кстати сказать, своеобразная лучезарность мазара объясняется, скорее всего, использованием яиц в качестве связующего при изготовлении кирпича. Вообще, при возведении мазаров использовались не только яйца, но и шерсть и другое.

Конечно, сооружение большого мазара всегда обходилось достаточно дорого. Очень большая культовая постройка могла разорить целый род. Поэтому возникновение мазара в степи стало, конечно, в свое время большим событием. Представьте себе, что кроме него если что и строило коренное население, так это только глинобитное зимовье-кыстау. А тут сразу такое сооружение с элементами дворцовой архитектуры.»

 

Военное укрепление

В 1839-1851 гг было на территории нашего района Джаргаинское военное укрепление. Но оно долгое время не заселялось. Причина- непригодность земель для хлебопашества.

Такое стратегическое положение местности оценили в царском Правительстве, когда боролись с непокорным Кенесары Касымовым, возглавившим восстание против ограничения самостоятельности казахских жузов. Крепость, воздвигнутая тогда в окрестностях современного села Тасоткель, так и называлась: «Постъ Джаркаинъ - агачь». Строительный лес для самого внушительного сооружения во всей округе заготавливали аж в Сандыктау и сплавляли по высокой воде рек Жабай и Ишим. Остов той крепости отчетливо просматривается и сейчас с космической орбиты.

 

Жаркаинские неисследованные курганы

Ученые фиксировали на уникальной местности следы широкой этнокультурной общности, которую называют андроновской культурой. Выдающийся археолог из Костаная Виктор Логвин, возглавлявший Тургайскую научную экспедицию, открыл курган Сандык и четыре древних захоронения курганной группы Тасоткель, раскопки которых так и не состоялись.

 

 Курган с.Тасоткель 1 ран.жел.век (археол.) 3,3 км к С. от села, 3 км к С-З от русла р.Ишим. расположен на территории мусульманского кладбища. Обследован в 2006 разведочным отрядом ИАЭ (М.К.Хабдулина). Диам.кургана 15,5 м, выс 0,7 м. Насыпь земляная, густо задернованная. В центре имеется грабительская воронка диам. 5 м, глуб.0,8 м.

ЛИТ.: работы ИАЭ на територии Акмолинской области в 2006 году. Астана, 2006. М.К.Хабдуллина.

Кыстау Тасоткель, 18-19 вв. (археол.) 3,1 км к С от села, на правом берегу р.Ишим

 

 

Могила батыра

Степь выжжена солнцем. Старое кладбище за селом Далабай. По словам старожила села Б.Саматанова, оно очень старое. По еле заметной тропинке доходим до развалин старого мазара, выстроенного из самана. Половина строения и купол обрушены.

«Здесь покоится батыр Кабыл из рода Орак. Возраст мазара предположительно более ста лет»-, говорит Баянды Абильдинович. Архитектура его напоминает мазар Ахмета, что на территории села Тассуат. Он сильно разрушен, кое-где просматриваются деревянные балки. Недалеко могильная ограда из камня.

 

 

 Окжетпес («Не долетит стрела»)

Это примерно на полпути от Ушкарасу до Тасоткеля. Не гора, конечно, но сопка высокая. Значение нашего Окжетпес переводим, как недоступная для стрелы, защищающая, оберегающая. Если люди здесь жили в древности, они не могли не оценить преимущества местности.

 

Шомен баба.

Расположение: при въезде в село справа, у подножья сопки лежащей над местным кладбищем. Расстояние между захоронением и аулом приблизительно около 800 м.

Шомен баба - врачеватель, целитель, живший в селе Тассуат, где сейчас находится место его захоронения.

Имам села Нурлан рассказал легенду о том, как сельские ребята пошли купаться на озеро Шомен (оно действительно существует и находится недалеко от села Тассуат). Один из ребят нырнул и не вынырнул. В панике дети побежали звать взрослых. Мальчика не нашли. Убитые горем родители провели поминки на 7 день. И во время поминального обряда они увидели утонувшего, который шел со стороны озера. Мальчик рассказал о том, что с ним произошло. По словам имама, вероятно, мальчик попал в портал, через который он оказался в каком-то интересном месте, где все были в белом и о чем-то с ним говорили. Ему казалось что это длилось минуты, ну или часы, а оказывается прошла неделя. Ребенок точно не мог вспомнить и доподлинно описать что с ним произошло, но с того времени у него появился дар врачевания.

И даже сейчас, когда он покинул этот мир, на могулу к нему приходят люди, чтобы исцелиться. Камень, который стоит на месте погребения Шомен баба, весь исписан арабской вязью. Были замечены цыфры 187...-последняя цифра не просматривается, вероятно, это год рождения целителя.

На сколько правдива эта история, можно только гадать, ведь до нас дошли только легенды. Но, как утверждает имам Нурлан, могила Шомен баба известна в Туркестане. По его утверждению, тамошние целители названия села не знают, а вот о существовании этой могилы им хорошо известно. А здешние жители говорят, что зимой близлежащее озеро, где пропал целитель, не замерзает.... Здесь же на территории кладбища стоит высокий камень. Он черного цвета, плоский. Издалека напоминает стрелу, устремленную в небо. Кое-где видны следы ржавчины, камень скорее всего ковыряли-следы пребывания любопытных «туристов». Ржавчина говорит о том, что в нем есть присутсвие железа. В народе его называют растущий камень. Говорят, что растет он как вниз, в землю, так и вверх. Правда никто не замерял его.

 

Последние изменения страницы:: 09.04.2020 18:05
© 2024. Коммунальное государственное учреждение «Государственный архив Жаркаинского района» управления цифровизации и архивов Акмолинской области